GMK Cases

Аудит и реинжиниринг сервисной компании ГК «Территория жизни»

Взаимодействие с сервисной компанией девелопера «Территория жизни» из Пензы началось в 2020 году с аудита. В период активного развития собственник направил фокус внимания на качество обслуживания, реакции клиентов, результат на местах. Увидев диссонанс между ожиданиями и реальностью, он обратился к опыту GMK, чтобы разобраться в реальном положении дел, выявить сильные и слабые стороны команды сервисной компании, просадки в бизнес-процессах.
В конце 2022 в сервисной компании сменился руководитель, и мы вновь проверили основные показатели эффективности и составили план внедрения изменений с опорой на новые обстоятельства и сложившийся рост компании, современные стандарты качества в обслуживания и изменения законодательства
Задача
Нам предстояло провести аудит, выяснить, в верном ли направлении движется компания, каких стратегий она придерживается. Реинжиниринг совпал со сменой руководителя этого направления, поэтому дополнительно мы провели онбординг нового топ-менеджера.

В связи с новым функционалом по отработке гарантийных случаев по квартирам с отделкой, увеличился объем заявок, следовательно, необходимо было подготовить и обучить персонал.
Чем полезен аудит
Для работы УК аудит полезен комплексным подходом — мы оцениваем работу по множеству показателей, проводим интервью с сотрудниками и жителями, изучаем внутренние стандарты и проверяем, исполняются ли они на практике. При этом не только указываем на проблемы, но и объясняем, почему они возникают.
Взаимодействие сотрудников друг с другом и с клиентами, менеджмент и решение задач

Проблема может возникать в процессе выполнения заявок от жильцов. Когда нет четкой процедуры работы с обращениями (кто, за кем, что должен сделать, в какой срок), человек не понимает, когда и насколько качественно решат его проблему. А когда нет понимания, нет и желания взаимодействовать с такой управляющей компанией.

Причин может быть несколько: недостаток сотрудников, отсутствие контроля за выполнением задач и соблюдением стандартов. Как следствие — плохое качество работы.

Если во дворе грязно, то можно нанять дополнительных дворников, но не факт, что от этого станет чище. Представим, что человек устроился на должность дворника, ему сказали: «Вот твой дом, начинай работать». Руководству кажется, что этого достаточно, поэтому оно не считает важным подсвечивать такие моменты, как зоны ответственности сотрудника, обязательный результат его работы. У каждого человека в голове собственное представление о качественно выполненной задаче.

Например, в случае с уборкой снега могут быть такие варианты:

  • Снег должен быть убран полностью или достаточно, чтобы просто можно было пройти?
  • При уборке снега от бордюров важно формировать ровные линии или не стоит этого делать?
  • Куда убирать снег, который был посыпан химией: в сторону газонов или за пределы территории?

И это только самые поверхностные вопросы.

Отсутствие системы онбординга, погружения нового человека в специфику принятых стандартов — одна из самых частых проблем сервисных компаний. Это приводит к тому, что у жителей складывается впечатление отсутствия хозяина на территории. При этом руководство компании вынуждено постоянно «тушить пожары» — направлять деньги и ресурсы на решение точечных проблем, не меняя ситуацию глобально.
Качество обслуживания проектов на уровне дома и двора
Во время аудита команда GMK приезжает на проекты девелопера, осматривает дворы и подъезды и сверяет их со стандартами по чек-листу.

В 2020 году территория строящихся проектов требовала ухода и наведения порядка. А ведь именно сюда менеджеры отдела продаж приводили клиентов, чтобы показать реальную жизнь. В то время, когда дома только сданы, и люди заезжают в квартиры, особенно важно пристально следить за чистотой — постоянно заносят материалы, оставляя сколы на стенах, в подъездах появляются грязь и мусор.

Все это может создать впечатление, что реальность не соотносится с теми маркетинговыми обещаниями, которые девелопер транслировал ранее.
Лояльность клиентов

Для оценки лояльности жителей мы формируем вопросы, которые позволят взглянуть на качество сервиса их глазами. Измеряем два показателя:

  • NPS (лояльность к бренду) — когда потребители оценивают по шкале от 1 до 10 вероятность того, что порекомендуют компанию своим друзьям и знакомым.
  • CSI (индекс удовлетворенности клиентов) — когда клиенту предлагается оценить несколько параметров работы сервисной компании по шкале. Это похоже на рейтинг, который мы оставляем водителю после поездки в такси.
Дополнительно задаем уточняющие вопросы, чтобы понять, что тревожит клиентов: качество реакции управляющей компании, время ее работы, отсутствие прозрачности процессов, гарантийные обязательства застройщика — вариантов масса.

Аудит позволяет отследить качество работы и компетенции сотрудников, оценить внутренние стандарты. На основании нашей внутренней оценки и впечатлений клиентов формируем перечень базовых рекомендаций, которые реализуем вместе с клиентом в процессе реинжиниринга (который следует после аудита).

Мы даем набор инструментов, которые помогут усилить работу — предлагаем стандарты, видение структуры компании, зоны ответственности сотрудников. Чтобы реализовывать изменения было комфортно, формируем календарь на 6−12 месяцев, в течение которых планомерно происходят ключевые изменения.

В большинстве случаев это помогает добиться лучших результатов, используя те же ресурсы, которые есть на момент аудита.
Реинжиниринг сервисной компании
Мы вновь отправились в Пензу для сверки порядка обслуживания домов, интервью с сотрудниками и опроса клиентов. В программе визита были и те проекты, которые мы оценивали в 2020 году, и новые, реализованные недавно. Проверили, устранены ли замечания, насколько системно меняется среда.

В рамках реинжиниринга описали программу оптимизации портфеля компании. Это фонд, который девелопер уже реализовал, фокуса на эти площадки и их окружении больше нет. Полезнее будет высвободить человеческий ресурс с этого проекта, отобрать лучший персонал и привлечь его на основные задачи компании.

На этапе внедрения сотрудники могут сопротивляться изменениям — делать что-то по-новому всегда сложнее. В процессе работы идет уточнение процессов, аналитика результатов, появляется чек-лист тех показателей, которых нужно достичь в итоге. На основании чек-листа позже формируется система мотивации — определяем, кто работает качественно, а кому стоит прокачать компетенции.
— Увольнять сотрудников мы зачастую не рекомендуем — сейчас довольно сложная ситуация с кадрами. Стараемся использовать методику «учи, потом лечи, а потом мочи». Проблема в сервисе в 100% случаев комплексная — от того, что мы уволим две трети персонала и наберем новых, по-другому не станет. Нужно менять структуру, выстраивать процессы, контролировать исполнение.
Ольга Беляшникова
Данил Солошенко
эксперт и консультант по настройке сервиса управления домами, экс-руководитель управляющих компаний «Брусника» и «ПИК-Комфорт»
Процесс онбординга нового руководителя было важно провести во время реинжиниринга, чтобы максимально мягко интегрировать его в работу, выстроить взаимодействие с командой, не нарушая внутренних процессов.

Новому человеку важно знать, что происходило раньше, как менялась команда, какие существуют правила. Вхождение в должность пришлось на период очередного среза результатов и реинжиниринга.

Так как объем информации большой, процессов много, а сотрудник раньше не работал в сфере ЖКХ, мы совместно сверили результаты предыдущего аудита с новыми, оценили, что уже реализовано и что еще предстоит внедрить. Стандарты и процессы разрабатывали уже под нового руководителя и наблюдали, как он в них погружается.

По итогам чекапа решили держать фокус на том, чтобы в первую очередь закрыть старые пробелы, подтянуть вопросы коммуникаций с клиентами. По итогам интервью поняли, кто из сотрудников не готов работать по новой, более активной программе.
— Как правило, любой бизнес развивается эволюционно — постепенно, планомерно, без потрясений. Он становится более эффективным, выгодным для его владельца. С сервисной компанией ГК «Территория жизни» нам предстояло пройти революционный период — резкую перестройку. Важно, чтобы сотрудники тоже были готовы к стремительному росту.
Ольга Беляшникова
Данил Солошенко
эксперт и консультант по настройке сервиса управления домами, экс-руководитель управляющих компаний «Брусника» и «ПИК-Комфорт»
Помимо стандартизации, описательной части и наладки процессов, также активно включились в перестройку оргструктуры, помощь в поиске новых сотрудников для разных направлений: юридического, технического, клиентского. Помогли закрыть все вакантные позиции.
— Главный принцип нашей работы — комплексный подход к девелопменту. Мы производим, строим и управляем — сами ведем проекты на всех этапах. Считаем важным качественно управлять развитием среды, которую создали для людей.

Наши жилые комплексы растут и развиваются, появляются новые проекты. Растет количество домов и жителей, соответственно, должен расти уровень комфорта и обслуживания. Поэтому сервисная компания не должна стоять на месте, обязана развиваться, постоянно обновлять парк техники и оборудование, осваивать новые компетенции и инструменты взаимодействия с клиентами.

В наших жилых комплексах развивается инфраструктура и благоустройство. Паркинг-центр, пешеходная аллея, спортивные и игровые площадки — всё это спроектировано и реализовано для комфорта жителей.
Ольга Беляшникова
Роман Семёнов
советник генерального директора ГК «Территория жизни»

Нужен аудит сервисной компании? Оставьте заявку для консультации

Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и даете согласие на обработку своих персональных данных на условиях, определенных Политикой обработки персональных данных.